НАСТАВЛЕНИЯ О ПОЛЬЗЕ И ДЕЙСТВЕННОСТИ МОЛИТВЫ

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (ок.360-435), христианский монах и богослов, один из основателей монашества, видный теоретик монашеской жизни.

«Добротолюбие. О молитве»

«Итак, если хотим, чтобы молитвы наши не только до небес, но и превыше небес проникали; то постараемся ум свой возвести к естественной его легкости, очистив его от всех земных пороков и от всякой влаги мирских страстей, чтоб, таким образом, молитва его не отягчаясь более никаким бременем чуждым, легко воспаряла к Богу».

 

Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) (1812 — 1891), священнослужитель Русской Православной Церкви, иеросхимонах. Прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном соборе; почитался при жизни как старец.

«Духовная брань. Молитва»

«Нет ли, или не кроются ли в душе твоей какие-либо затаенные немощи, ради которых враги доселе крепятся и надоедают тебе до изнеможения? Если и не можешь ниче­го такого отыскать, то все-таки молись со смирением Богу псаломскими словами: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня» рабу Твою (Пс. 18:13)».

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), епископ Русской Православной Церкви. Богослов и проповедник. Прославлен Церковью в лике святителей на Поместном соборе 1988 года.

«О молитве и покаянии. Поучение в неделю мытаря и фарисея».

«Доставим нашей молитве два свойства: внимание и покаяние. Ими, как двумя крылами, да возлетит она на небо, да предстанет пред лице Божие, да исходатайствует нам помилование. Эти два свойства имела молитва блаженного мытаря. Проникнутый сознанием своей греховности, он не находил в делах своих никакой надежды на получение спасения, видел эту надежду в едином милосердии Бога, призывающего всех грешников к покаянию, и дарующего спасение за одно покаяние». 

 

Святитель Николай (Могилевский) (1877-1955), епископ Русской Православной Церкви, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. Причислен к лику святых в 2000 году.

«Молитва — способ борьбы с помыслами» из книги «Не поклонимся греху: Святоотеческое учение борьбе со страстями»

«Молитва отрешает ум от всякого помышления о чувственном, возводит к Самому над всеми сущему Богу, настраивает нас на собеседование с Богом, и долговременным навыком в сем вводит с Ним в содружество».

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829 — 1908), священник РПЦ, митрофорный протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель.

«О мраке и кознях врага в молитве» из книги «В мире молитвы»

«Во время молитв домашних и общественных против лукавства диавольского и рассеяния мыслей, напоминай себе о простоте истины и говори себе: просто, то есть я верую во все, просимое в простоте сердца, и прошу всего просто, а твое, враже мой, лукавство, твои хулы, мерзости, мечты, – отвергаю».

 

Митрополит Иларион (Алфеев) (1966), архиерей Русской Православной Церкви, митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, богослов, патролог, церковный историк, композитор и педагог.

«О молитве»

«Человек не замечает свои грехи, потому что далек от Бога, подобно тому, как в тёмной комнате мы не видим ни пыли, ни грязи, но стоит распахнуть окно, как обнаружится, что комната давно нуждается в уборке…Современный человек, как правило, вообще не следит за тем, что происходит в его уме. Но чтобы научиться настоящей молитве, нужно уметь следить за своими помыслами и те, которые не соответствуют молитвенному настроению, безжалостно отсекать».

 

Епископ Петр (Екатериновский), (1820 — 1889), священник Русской Православной Церкви, епископ Томский и Семипалатинский, кандидат богословия, духовный писатель.

«Необходимость и важность молитвы»

«По мере очищения сердца от страстей молитвой просветляется и ум; возгревается любовь к Богу и добродетели, усердие к подвигам благочестия, дерзновение перед Богом, упование на благость Божию; воля укрепляется в благих намерениях, утверждается решимость и постоянство в делах благочестия и добродетели; дух укрепляется к перенесению разных трудностей в подвигах благочестия, к благодушному терпению в несчастьях с упованием на Бога, с преданностью воле Божией и с уверенностью, что Бог все устроит к лучшему».

 

Епископ Варнава (Беляев) (1887 — 1963), епископ Русской Православной Церкви, аскетический писатель, юродивый.

«Борьба с помыслами с помощью молитвы» из книги «Основы искусства святости. Том.1. Отдел III. Душевный человек в борьбе со страстями».

«Если сам я, вследствие омрачения помыслов, и не могу разобраться, где истина и где ложь, тем более, что и весь окружающий мир уверяет меня, что в известном поступке худа нет, но у меня есть неложный Источник Истины, в котором я могу справиться, как мне должно поступить. Это Священное Писание, понимаемое согласно Священному Преданию Православной Церкви. Заповедь Господня светла, просвещающая очи, – говорит пророк (Пс. 18, 9). Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей! – восклицает он же (Пс. 118, 105)».

 

Игумен Никон (Воробьёв) (1894 —  1963), священнослужитель Русской Православной Церкви (с 1956 года в сане игумена), духовный писатель.

«О молитве» выдержки из книги «Как жить сегодня. Письма о духовной жизни».

«Когда человек находится у самой пропасти, то его легко толкнуть, и он упадет туда. А когда далеко, то надо его тащить к пропасти, а за это время он может взывать о помощи. Правильная молитва очень скоро покажет сердцу, каким надо быть на молитве. Дана ведь заповедь: непрестанно молитесь. Посредством молитвы человек поднимается от земли, делается недоступным для гадов, ползающих на чреве по земле, получает свободу, как птица, оторвавшаяся от привязи».

 

Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)игумен N., автор православных книг, широко известный в России и других странах, начальник одного из скитов Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

«О молитве» выдержки из книги «Не бойся, малое стадо». О духовной брани в современном мире.

«Бывает по временам, человек чувствует такое нападение врага, что не может даже и молиться. Но все равно, отчаиваться нельзя. Как-нибудь пусть даже слабенько, а все же пищи, словно мышка: «Господи, не оставь; Господи, пощади создание Свое; Господи, пожалей меня; помоги, Царица Небесная!» Вот так, попискивая из последних сил, жди помощи и терпи нападение, как бы упав на дно окопа. Тут уж не до боёв. Переждать бы, да в живых остаться — и то ладно! Через некоторое время непременно приходит помощь Божия и натиск врага стихает«.

 

Иерей Вадим Коржевский (1975), священник Русской Православной Церкви, проректор по учебной работе Ярославской духовной семинарии, писатель. 

«Беседа о молитве» из книги «Пути спасения христианина»

«Сущность молитвы и заключается в возношении ума и сердца к Богу. Ими и надобно стучать во врата Царства Небесного. Только им отворят их. Но как стучать, чтобы достучаться, ведь врата, в которые следует стучать, невещественны, да и привратник имеет особый слух…»

 

Скурат Константин Ефимович (1929), российский историк, богослов, преподаватель, заслуженный профессор Московской духовной академии.

«Значение молитвы в подвиге борьбы с грехом и страстями»

«Молитва и страсть – это два противоположных понятия, взаимно исключающие друг друга. Молитву можно сравнить со светом, а страсть со тьмой. Как по мере появления света тьма сама собой исчезает, так и при истинной молитве оставляют человека страсти (свт. Иоанн Златоуст) и наоборот, как при распространении тьмы свет скрывается, так и при ослаблении молитвы, страсти берут человека в свою власть. Служить же Богу и мамоне, как говорит Спаситель, никтоже может (Мф. 6, 24). Сердце человека не может делиться. Естественно, что молитва своим существом требует противоборства страстям».